Головина Лидия
Приветствую, друзья! Я, Головина Лидия, ученица Краеведческого объединения «Охта». Последние два года своей исследовательской деятельности я обращаюсь к истории отечественной педагогике.
В этом году моя новая работа «Сотрудники отделения СПОН Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена в 1920-30-е годы» посвящена судьбам и деятельности педагогов, отдавшим часть своей жизни становлению системы социально – правовой охраны несовершеннолетних. Данную тему исследования я выбрала не просто так. Преступность и беспризорность несовершеннолетних всегда были актуальными проблемами. Признаюсь, тема достаточно сложная и труднодоступная к изучению. Свободная информация в сети Интернет отсутствует. Моя работа полностью основана на архивных делах, биографических очерках и справках из книг издания начала 20-го века.
Первую половину учебного года я со своей «коллегой» Васильевой Вероникой, и нашим опытным педагогом, Столбовой Натальей Павловной, посещали центральные библиотеки и архивы Санкт – Петербурга в поисках всевозможной информации о СПОН. Мне безумно нравилось в такой тёплой и уже совсем родной компании путешествовать по любимому городу, посещая библиотеки и архивы. Совмещали приятное и полезное!:) Вторая половина года была посвящена кропотливому разбору, структурированию материала и самому процессу исследования. Для меня этот этап стал самым трудоёмким. Многочасовая беспрерывная работа один на один с документами – тяжёлый труд… Но все мои старания не зря! Разбирая биографию, историю каждой личности (а их порядка 10) я многое узнала про до- и постреволюционную жизнь людей, причастных к отечественной педагогике 20-30-х годов. Я могу точно сказать, что опыт работы этих людей бесценен! Конкретно деятельность системы СПОН в советской России превосходит европейский и мировой уровень! Определённо возникает чувство гордости за своих соотечественников. Сейчас я предлагаю ознакомиться с самой исследовательской работой.
Работа состоит из трёх аспектов. Первый аспект – вступление в тему и рассмотрение первых шагов процесса становления системы социально – правовой охраны несовершеннолетних. Поясню: понятие СПОН включало совокупность мероприятий государства, направленных на защиту прав и интересов детей, на создание необходимых условий для их воспитания и социального развития.
Второй затронутый аспект – подготовка педагогических кадров в отделении СПОН Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена.
Известным юристом П.И. Люблинским был организован специальный факультет с 4-х годичным сроком обучения. Важно отметить, что несмотря на молодость факультета, он был одним из самых сильных в институте по профессорско – преподавательскому составу и контингенту студентов.
Заключительный и самый объёмный аспект – сотрудники отделения СПОН. Мне удалось представить в своей работе уважаемых юристов, профессоров, педагогов и выпускников факультета. Их бесценный труд привёл к феноменальным результатам! Настолько острая проблема, как беспризорность несовершеннолетних была устранена. В 30-е годы 20 века отделение СПОН прекратило своё существование в связи с ликвидацией массовой детской беспризорностью в стране.
Завершив своё исследование, я пришла к значимым выводам. Действительно, отделение СПОН полностью выполнило задачу подготовки кадров для работы с несовершеннолетними в 1920-30-е годы. А также, работы преподавателей отделения СПОН по диагностике и реабилитации педагогически-запущенных детей, организации их жизни и деятельности, сформировали целое научное направление по проблеме, интересное, в первую очередь студентам педагогических ВУЗов и всем, интересующимся педагогикой.
Свою исследовательскую работу мне удалось уже представить на нескольких конкурсах районного и городского значения. Она была высоко оценена и заслужила большое количество положительных отзывов! За что я искренне благодарна своему дорогому педагогу, Наталье Павловне Столбовой и любимым родителям. Наталья Павловна, спасибо за Ваш профессионализм, терпение, доверие и веру в меня! С Вами любые преграды преодолимы и любые высоты достижимы!
Друзья, призываю заниматься и интересоваться историей и исследованием нашей страны и родного края. Это действительно интересно и увлекательно!
Спасибо!
Лидия Головина, Краеведческое объединение «Охта»
Фотография выпускников и преподавателей отделения СПОН Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена. 30 мая 1927. Справа налево сидят: Н.В. Голышев, проф. П.Г. Бельский, асс. В.Н. Сорока – Росинский, проф. П.И. Люблинский, асс. Б.Н. Никольский, асс. М.П. Беклешов. Стоят: Г.П. Бельский, Пивоварова, В.П. Иванов, М.В. Пономарев, Д.И. Софронов, М.А. Дехина, Демидова, П.М. Шапкина, Доброхотова, М.И. Карякина, А.А. Верченко. Лежат: А.К. Упман, Е.К. Метелицина, Курас, Войшиволло.
Цит.: Архив Музея РГПУ им. А.И. Герцена.